Музыкальный атавизм

31.12.2013 00:00

 

Как то настраивая гитару, вспомнил исторический анекдот о настройке лютни. «Лютнист, который играет на лютне сорок лет, тридцать из них тратит на настройку, а остальные десять играет на расстроенном инструменте». Органистам было еще сложнее до появления темперированного строя. Например, настроив орган для игры в чистом строе ноты «до» органист не мог уже перейти в тональность «ре», так как в этой тональности квинта тонического трезвучия, которая встречается довольно часто, оказывалась «волчьей квинтой», то есть квинтой с большой ошибкой, она звучало очень диссонансно. То есть, формально, органист мог играть полифонию, но, фактически он мог ее играть только в одной тональности. Переход даже в ближайшие и родственные тональности был невозможен. Органисты чувствовали себя связанными по рукам и ногам. Вечерами они много пили. Иногда начинали прямо с утра.

Теперь мне понятно почему музыканты выпивают-музыкальный атавизм.